Элькор
"«Названа дата выхода в прокат «Трудно быть богом»

Фильм Алексея Германа «Трудно быть богом» выйдет в российский прокат 27 февраля 2014 года. Об этом «Ленте.ру» сообщили в компании «Utopia Pictures», занимающейся прокатом картины..."

Это запись от 27/12/2013. Сегодня 02/03/14. "Вот и наступило то самое завтра - о котором я что-то слышал вчера."
Итак: жили - были два Руматы, Белый и Серый. Белый Румата - был Прогрессором, и очень успешно играл роль аристократического подонка на неизвестной планете, в королевстве Арканар. Серый Румата был учёным с Земли, наблюдателем на неизвестной планете, в королевстве Арканар. А аристократического подонка он не играл - он уже давно им стал; в отличии от Белого Руматы у него были Рабы, в деревянных ошейниках. Правда подонком Серый Румата был незаконченным: хоть и грозил своим Рабам продать их в порту, или выпороть - ни того ни другого не делал. Пару раз дать в морду - не считается. И на некоем срендевековом струменте (скопирован с настоящего, на Земле, веке так в 16-м, такой был) в тяжёлые минуты играл "Караван" - для души. У Белого Руматы была любимая девушка - Кира. Девушка славная, симпатичная, добрая, хоть и не великого ума. У Серого Руматы была любимая девушка - Ари. Не великого ума девушка: прислали деревянную повестку в Веселую Башню - надо идти, хоть тресни; правда если у тебя будет сын от Сына Языческого Бога.... имя не помню... тебе скидка будет. А Серый Румата тот самый Сын Языческого Бога и есть (внебрачный). Симпатичная - особенно после N+1-го стакана. И с замашками любовницы Аракчеева, Минкиной. Но всё равно - любимая. У Белого Руматы были коллеги - другие прогрессоры. Были коллеги и у Руматы Серого - такие же, как и он учёные, 29 человек ("Здесь собирались все {земляне}. Собирались всё реже, пили всё больше" - неточная цитата из закадрового текста). Белый Румата жил в неплохом старом доме. И Серый Румата жил в доме... Бомжатник, не бомжатник - не по населению, по внешнему виду, по обстановке. По всему...

50 оттенков серого? На 50 оттенков темнее? Тысяча оттенков Грязи - вот, что такое "Трудно быть Богом" Алексея Юрьевича Германа...

Вот такой фразой я бы закончил эту запись - если бы ушёл с половины фильма. Но ближе к концу моё настроение изменилось. Вдруг пришло на ум: "А может ещё раз посмотреть? Может понятнее будет? И слышнее? (Многие фразы и диалоги из фильма фиг поймёшь - просто не разобрать)" У Фляйшмана всё было "по фэн-шую" - но от фильма Германа не возникло такого же досадного настроения. И персонажи Германа на себя (у Стругацких) - не похожи: донны Оканы нет вообще (и хрен бы с ней); и Буддах - не Буддах; и отец Кабани - бледная тень; и Рипат - дебил и тряпка; и Пампу я разок спутал с доном Тамэо (?). Сюжет Герман ещё соблюдает, а вот текст - "от вольного": "Выстребаны обтряхнутся...." произносит Румата, разговаривая с Рипатом. И так далее..

Только Арата получился. Арата у Стругацких не очень монтируется с Вагой. Арата у Германа - брат-близнец Ваги. Только чуть более удачливый. Вага у Германа появляется только раз: на виселице ("Вага. Уже не Колесо") Арата - дважды: в разговоре с доном Руматой (финал:" Прогоните его палками. Через скотный двор.") и в финале (фраза (неточная) Дона Кондора: А вот и Арата. Хотел выманить Румату на "чёрных" - а выманил на себя. Стрела-то именная...). Короче: бандит - он и есть бандит.

Любопытные моменты , напоследок:

1) Ари пытается снять пояс верности и в досаде отбрасывает ключ - "Мамин ключ!". Но Муга элегантным движением кочерги устраняет проблему.
2) Румата равнодушно (!) глядит на труп (!) барона Пампы, убитого (!) десятью (!) стрелами (!) в спину.
3) Румата - дону Рэбе: "Если я сейчас с Вами говорю - это не значит, что мы беседуем".
4) Рэба демонстрирует Румате груду костей и полуистлевший череп: "Это Румата. Последний из рода Румат Эсторских, умерший в возрасте 85 лет. Вы у нас 20 лет..." (что ж они все на череп запали! И у Фляйшмана Рэба предъявляет Румате его полуистлевший череп, только с остатками волос.)

А интересно: что же всё-таки сказал мудрый Табачник с Табачной улицы? Муга не раз начинает говорить об этом Румате, но так и не заканчивает фразу...

А это - в дополнение. И как подтверждение того факта, что в интернете НЕТ оппозиции


Главная / Статьи / Пятая колонка / История победившей Арканарской революции

14-03-2014 (18:23)
2963

История победившей Арканарской революции
Евгений Ихлов: Революция — это не только погружение в рукотворный ад, иногда это выход из ада
update: 14-03-2014 (21:11)

Сейчас совпали несколько событий — Украинская революция, крымский кризис, российская интервенция и выход в прокат посмертного фильма Алексея Германа "Трудно быть богом" (в оригинале) "История Арканарской резни" — вторая в нашей стране экранизация романа-манифеста братьев Стругацких "Трудно быть богом".

В фильме показан тошнотворный безнадежный кошмар распадающейся средневековой жизни — максимально точное восприятие интеллектуалами советских времен нынешней российской действительности.

25 лет назад была сделана первая экранизация "Трудно быть богом". Западногерманский режиссер Петер Фляйшман ухитрился сделать на студии Довженко фильм об абортировании землянами средневековой революции, причем, он сделал это в самый разгар восточноевропейской "весны народов".

В финале фляйшмановского фильма "НЛО" землян забрасывают Арканар "шашками с усыпляющим газом" (и мы вспоминаем триметилфентанил из "Норд-Оста"?). А там как раз прирожденный смутьян Арата Горбатый взял из рук раненного Руматы лучемет (бластер?) и начал косить им ряды серых штурмовиков и дружину Святого Ордена в черных рясах, и с этого началось сопротивление клерикальному перевороту.

В оригинале книги оптимизм дается телеологически — столетий через семь счастливые дети "Арканарской Коммунистической Республики" слушают по учебному стереовизору лекцию о тех страшных событиях.

Давайте попытаемся продолжить события в Арканаре "Года Воды" так как они могли бы происходить в реальности, в реальности книги и первого фильма.

Итак, последние сцены. Земной разведчик-прогрессор Антон (аналог Сикорски в "Обитаемом острове") — агент под прикрытием дон Румата Эсторский прорывается с мечами в руках к захваченному Святым Орденом королевскому дворцу и убивает организатора — переворота и клерикальной интервенции бывшего первого министра дона Рэбу. Его эвакуируют на Землю, где он впадает в тяжелейшую депрессию до конца своих дней. Эксперимент с "осторожным подталкиванием" развития на средневековой планете (а по фильму Фляйшмана прекращается эксперимент наблюдения над людьми будущего — как быстро они озвереют в условиях реального средневековья).

При нашей реконструкции учтем, что Стругацкими описано западноевропейское общество времен кризиса Ренессанса, т. е. на рубеже XV-XVI веков. При реконструкции будем брать за образец ход событий в городах Северной Италии и Нидерландов. Конечно, и некоторые другие события, но об этом в послесловии.

Мы не будем мысленно переноситься в мир Полудня (середина XXII века), с его тотальной победой коммунизма-гуманизма. Достаточно описания событий современным языком — т. е. с учетом менталитета рубежа XX-XXI веков.

Итак, как это описано у Аркадия и Бориса Стругацких (светлая им память) в 7 главе романа: ...В конце года Воды — такой-то год по новому летоисчислению — центробежные процессы в древней Империи стали значимыми. Воспользовавшись этим, Святой Орден, представляющий, по сути, интересы наиболее реакционных групп феодального общества, которые любыми средствами стремились приостановить диссипацию...

Пусть глава из учебника Новой истории Арканара (часть 1, для педагогических высших учебных заведений) называется "Эпоха Араты Великого" (напомним, что в романе Арата Горбатый, бывший Арата Красивый — друг дона Руматы, бывший вождь нескольких подавленных крестьянских восстаний).

Современные историки расходятся в своих представлениях о причинах успеха восстания Араты. Предания сообщают о том, что на начальной стадии Арата использовал какое-то чудо-оружие, мечущие молнии и поразил ими интервентов, разрушил стену дворца, за которой прятались серые и черные отряды. Затем якобы армию усыпил таинственный туман, и ворвавшиеся с окраин отряды ремесленников смогли легко перебить врага. Очевидно, что мы имеем дело с объединением в сознании разных событий. Известно, что покровитель Араты — дон Румата из Эстора — якобы отпрыск боковой ветви древнего аристократического рода был известен дружбой с алхимиками и мог наделить Арату пороховыми зарядами, которые должны были повергнуть в панику войска и помочь при осаде дворца. Но секрет пороха не стал известен, и вторично его открыли лишь на полвека позже, несмотря на то, что при правлении Араты Великого этим исследованиям уделялись огромное внимание.

Очень возможно, что ремесленники изготовили бронзовые зеркальца и слепили ими противников. Принесенный с моря туман мог скрыть подготовку к контратаке защитников города. А штурмовики и монахи, дорвавшись до винных кладовых дворца, перепились и стали легкой добычей отрядов Араты. Позднее народное сознание соединило все эти факторы одну сцену блистательной победы, где враг падал как подкошенный рядами, а крепостные стены и орденские корабли распадались в столбах огня.

Существует оригинальная версия о значительно более активном участии Руматы из Эстора в подготовке и начале восстания. Ее сторонники считают, что только аристократ мог составить такой остроумный план атаки и что, как правило, "в каждой крестьянской войне не обойтись без рыцаря".

Вообще роль Руматы в биографии Араты до недавнего времени историки недооценивали, что было своеобразной компенсацией за его настоящий культ как таинственного наставника Араты сто лет назад.

Сейчас установлено, что Румата был авантюристом из Империи, присвоивший себе имя умершего в ранней юности малоизвестного аристократа. Румата был необычайно образован, что было для его сословия экстравагантным, он был красив и блестяще сражался (это без сомнение указывает на его дворянское происхождение и даже придворное воспитание — возможно он был внебрачным сыном императорского вельможи или даже самого Маркона Восьмого), богат и имел много связей в разных кругах. Он откровенно покровительствовал поэтам, художникам, ученым, алхимикам и астрологам, в том числе в периоды, когда это было не только не модно, но и опасно. Есть версия, что он принадлежал к эзотерическому аристократическому сообществу. По другой версии, он держал в руках контрабанду драгоценностей и пряностей и, таким образом, за образом блестящего аристократа скрывался создатель первой в Арканаре организованной преступности, что якобы и позволило ему организовать контрпереворот — господство Ордена нарушало торговые связи Арканара. Румата из Эстора, очевидно, привил Арате глубокое уважение к учености и внимание к развитию техники и строительству, что впоследствии сыграло очень важную роль в реформах Араты Великого.

После того, как ремесленное ополчение под командованием Араты взяло дворец и захватило порт, предав огню орденский флот, на сторону Араты перешли многие серые, разоруженные и обиженные Орденом. К нему также примкнула часть "ночной армии" тогдашнего короля преступного мира Ваги Колеса. Впрочем, сам Вага был убит сподвижниками за предательство — сговор с Рэбой.

Затем к Арканару подошло рыцарское войско, собранное под началом барона Пампы. После победы начался решаться вопрос о легитимации власти. Юный принц погиб, но его мать — вдовствующая королева согласилась выйти за кузнеца и беглого каторжника Арату, которому историки немедленно нашли следы благородного происхождения (его настоящим отцом якобы был рыцарь, остановившийся на постой во время возвращения из похода в доме сельского кузнеца). Арата, посвященный Пампой в рыцари, был избран Собранием Арканарских земель королем Аратой Первым этого имени. Вариант с избранием королем барона Пампы отпал — рыцарская дружина быстро разъехалась по родовым гнездам, а в большом портовом городе у провинциального аристократа поддержка была слабая. Барон удовлетворился званием главнокомандующего и начальника Гвардии Золотых Плюмажей из самый лучших представителей дворянского войска.

Арата Первый немедленно начал свои блистательные реформы. Он широко наделил крестьян землей, использовав королевский и монастырские фонды, а также владения нелояльных помещиков. Были отменены многие повинности, снижены пошлины. В результате возник мощный класс свободных землепашцев, быстро насытивший Арканар провиантом. В городах было введено магистратское самоуправление, а в королевстве Сенат из представителей сословий и городов. Был создан Суд Равных из 13 представителей для разборов уголовных дел, и Купеческий Суд. Был учрежден Арканарский Университет, куда съехались ученые люди отовсюду, даже из империи. Была установлена веротерпимость. Было основано книгопечатание, открылись школы, куда даже брали фермерских детей. Низкие налоги на ремесленников привели к тому, что Арканар стал настоящей мастерской империи. Драгоценная утварь, доспехи, оружие и тонкое сукно из Арканара расходились по всему миру. Были расширены верфи и началось строительство мощного флота. Через три года молодой арканарский флот победил дотоле непревзойденный флот Торговой Республики Соан и вышел на океанский простор. Поражение имперского флота позволило Арканару начать освоение Дальних берегов. Был основан Новый Арканар.

Историки много спорят таком противоречивом внешнеполитическом шаге Араты Великого как Большой Ируканский компромисс. Арканарские преобразования вызвали как резкую неприязнь августейших соседей Араты I, так и серьезные брожения их подданных. Поэтому с одной стороны, начала формироваться антиарканарская коалиция, финансовым спонсором которой был Соан, а политическим лично император, но с другой стороны, в Великом Герцогстве Ируканском вспыхнуло восстание крестьян, поддержанных городской беднотой. Арата тайно поддерживал восставших оружием, продовольствием и деньгами. Некоторые его атаманы даже перебрались через границу, чтобы помочь своим немалым боевым опытом. Но когда Великий герцог получил вооруженную помощь от соседей, а арканарская поддержка явно становилась предлогом для интервенции, причем, интервенты явно могли рассчитывать на поддержку аристократической оппозиции, Арата отказался послать войска на помощь восставшим, и даже осудил бунтарей. Ируканское восстание было потоплено в крови. Король Арата впустил беглецов, но работу они смогли найти только на доках и в шахтах. Король и герцог заключили "союз на черепах". Арата избавился от угрозы войны. Впрочем, часть историков считают, что поддерживая восстания своей армией, он мог присоединить к себе не только Ирукан, но и другие части империи, создав свою собственную империю, и что своим компромиссом он пожертвовал великим будущим Арканарской державы. Необходимо сказать, что хотя, воспользовавшись Большим компромиссом, соседние монархи подавили все выступления и бунты, но, напуганные, а главное, пораженные успехами Арканара, постепенно стали уменьшать подати, смягчили положение крестьян и позволили городам завести магистраты.

Картину всеобщего процветания и стремительного роста богатства и могущества Арканара затемняли только два фактора: затянувшаяся, хоть и вялая война с горцами, привыкшими к набегам на приграничные провинции и постоянное недовольство аристократов, полностью утративших контроль над городами и сильно теснимых вольными землепашцами. Аристократы все время организовывали заговоры, один раз даже вовлекая в свою интригу королеву, а собранные ими наемные отряды регулярно конфликтовали с фермерским ополчением и даже пытались нападать на отряды коммун небольших городов. Как известно, именно в честь самоотверженных коммунаров — бойцов этих отрядов, защищавших традиционные вольности, была названа Арканарская Республика после падения монархии.

Для разрешения двух основных внутренних трудностей, король Арата Великий решил объединить их решение в одно — он предложил аристократии любые имения в Новом Арканаре, а горцев пригласил стать щедро оплачиваемыми наемниками для завоевания новых территорий на Дальних берегах. Согласия дворянства и дикарей сняло внутренние проблемы королевства, однако, как известно, создало новые огромные проблемы в будущем. Жестокость горцев привела к тому, что племена туземцев Дальних берегов создали военный союз и не только остановили экспансию Нового Арканара, но и стали разорять его земли своими набегами, однажды даже осадив столицу колонии. А аристократы, став латифундистами, вошли в непрекращающийся конфликт с фермерами-поселенцами, пытаясь вынудить их стать вассалами. После того, как аристократы попытались направить горцев-наемников на отряды фермеров, те заявили, что отделяют свою часть Нового Арканара и создают свое отдельное королевство. А когда Арата Великий приказал арестовать трех дворян, наемные отряды которых чаще всего нападали на фермеров (это было условием возвращения новопровозглашенного королевства обратно), но об отложении заявили уже аристократы.

Все это ослабило Арканар и дало повод к недовольству. Неурожай, вызванной полосой похолодания (как раз наступил Малый климатический пессимум) и эпидемия, видимо, завезенная из колонии, привели к тому, что скромно державшиеся долгие годы монахи из Ордена "Грязных сандалий", подняли простонародье на мятеж, обвиняя во всех бедах колдунов из Университета. Во время мятежа Университет был подожжен, обсерватория разрушена. Погибла огромная библиотека. Рассвирепевший король Арата, видя как на о глазах гибнет его любимое детище, бросил на погромщиков Гвардию, собранную для экспедиции в колонию. "Золотые плюмажи" прошли по арканарским улицам огнем и мечом. Когда в бой втянулись отряды магистрата, рыцари разогнали Совет города. Арата Великий пытался остановить резню всех против всех на улицах столицы, но был убит арбалетным болтом в спину (из-за горба он не мог носить доспехи и пользовался только специально скроенной кольчугой). Так последний день его правления повторил первый. Этими трагическими событиями завершился Серебряный век Арканара, ибо название Золотого история сохраняет за временем правления Маркона Четвертого Великолепного.

Послесловие

В этом отрывке из воображаемого курса арканарской истории нет случайностей. Похожие реформы проводились в Голландии, после освобождения от испанского ига. Некоторые элементы реформ — это первый период правления Ивана IV и, конечно, елизаветинская Англия. Победа городов над аристократией — это коммунальные революции, включая Битву золотых шпор в Бельгии. Расцвет наук и искусств повторяет спурт итальянских городов после того, как в них устремились ученые и мастера из павшего Константинополя. Дворянская Гвардия Пампы намек на Гвардию вернейшего сподвижника Жанны Дарк барона Жиля де Реца. О решающем рыцарском участии в Крестьянской войне в Германии широко известно. События в заокеанской колонии Новый Арканар объединили провозглашение независимости США, где последней каплей стало натравливание Англией на восставших колонистов индейских племен, и раскол Соединенных Штатов почти век спустя из-за конфликтов фермеров и рабовладельцев при освоении Запада. Антиуниверситетские погромы имеют свои образцом события во Флоренции времен Саванаролы, когда эпидемия сифилиса спровоцировала взрыв исторического покаяния и даже Джотто сам жег свои картины на площади — "как греховные". История с замужеством Араты на королевской вдове не так уж фантастично — в 1794 году Робеспьер всерьез обсуждал женитьбу на сестре казненного Людовика — это сделало бы его легитимным правителем и лишило бы врагов Франции такого предлога для войны, как "восстановление законной династии". История о спешно сочиненном придворными легенды о якобы внезапно вскрывшимся благородном происхождении Араты Красивого пародирует известнейший киносюжет о кузнеце, оказавшимся незаконнорожденным сыном владетельного рыцаря-крестоносца и возглавившим оборону Иерусалима от армии Саладина. Название фанатичного монашеского ордена "Грязных Сандалий" навеяно следующим отрывком из 1 главы "Трудно быть богом": "Горан Ируканский в "Истории Пришествия" писал: "Когда бог, спустившись с неба, вышел к народу из Питанских болот, ноги его были в грязи". — За что Горана и сожгли, — мрачно сказал Румата". Вероятнее всего, что в реальной истории, после дискредитации официального церковного направления, связанного с "черными", вверх взяло был диссидентское направление, поднявшее на щит именно то, что раньше причисляли к ереси, в том числе и легенду о "грязи на божественных ногах" — как знак особого смирения и погружения небесной силы в тварную материю.

Если же говорить об общем замысле, то он посвящен тому, что историю не перехитрить и за резкий прорыв к прогрессу приходится платить тяжелейшим откатом. И еще тому, насколько хрупок слой просвещения. Собственно, Арата Великий сделал то, что хотел сделать с Арканаром прогрессор Антон (дон Румата), если бы он решился вести себя как Аватар в одноименном фильме. Стругацкие исходили из того, что без мудрых землян-прогрессоров даже успешное восстание против "серых" и Рэбы обернется гибелью Арканара. Вот эти размышления Руматы-Антона: "Но одна только мысль о том, что тысячи других, пусть менее талантливых, но тоже честных, по-настоящему благородных людей фатально обречены, вызывала в груди ледяной холод и ощущение собственной подлости. Временами это ощущение становилось таким острым, что сознание помрачалось, и Румата словно наяву видел спины серой сволочи, озаряемые лиловыми вспышками выстрелов, и перекошенную животным ужасом всегда такую незаметную, бледненькую физиономию дона Рэбы и медленно обрушивающуюся внутрь себя Веселую Башню... Да, это было бы сладостно. Это было бы настоящее дело. Настоящее макроскопическое воздействие. Но потом... Да, они в Институте правы. Потом неизбежное. Кровавый хаос в стране. Ночная армия Ваги, выходящая на поверхность, десять тысяч головорезов, отлученных всеми церквами, насильников, убийц, растлителей; орды меднокожих варваров, спускающиеся с гор и истребляющие все живое, от младенцев до стариков; громадные толпы слепых от ужаса крестьян и горожан, бегущих в леса, в горы, в пустыни; и твои сторонники — веселые люди, смелые люди! — вспарывающие друг другу животы в жесточайшей борьбе за власть и за право владеть пулеметом после твоей неизбежно насильственной смерти... И эта нелепая смерть — из чаши вина, поданной лучшим другом, или от арбалетной стрелы, свистнувшей в спину из-за портьеры. И окаменевшее лицо того, кто будет послан с Земли тебе на смену и найдет страну, обезлюдевшую, залитую кровью, догорающую пожарищами, в которой все, все, все придется начинать сначала...".

Но в реальности Арата имел шанс не только победить и создать блестящую и великую державу. Такие державы создавали вожди победоносных крестьянских восстаний в Древнем Египте и в Китае, когда восстание Красных повязок привело к свержению монголов и установлению династии Минь. Нидерландские гезы, вытащившие свою страну из воронки самой черной испанской имперско-клерикальной реакции. Или, вообразим победу альянса бедного рыцарства и германских крестьян под руководством Ульриха фон Гуттена или Геца фон Берлихингена, которая переламывает хребет контрреформации, и Германия 16 века идет "нидерландским путем".
запись создана: 02.03.2014 в 02:36

@темы: Кино, Герман, Стругацкие